Журналистика и Публицистика → «В Ватсапе передали, что…»
СНКР - Kapinfo.kz | Сегодня практически каждый казахстанец пользуется соцсетями, Ватсапом (или любым другим мессенджером), состоит как минимум в двух чатах (какой-нибудь родительский и рабочий) и ежедневно получает рассылку из разряда «СРОЧНО! ВНИМАНИЕ! ПЕРЕШЛИТЕ ВСЕМ!».
И далее, как правило, некая «страшилка» про «банду педофилов, орудующую возле школ», «заражённые СПИДом апельсины» или новый вид наркотиков, которые «раздают в школе под видом конфет».
Беспокоиться о детях, оберегать их, конечно, необходимо. Но от реальных угроз. А паника из-за чепухи, которую кто-то сочиняет от скуки, – это вредно. Вызывает чувство тревоги, деморализует – кажется, мир настолько враждебен, что даже и на улицу выходить опасно, особенно впечатлительные родители окружают детей гиперопекой или начинают жёстко контролировать, что тоже имеет вполне реальные и далеко идущие последствия.
Проблема в том, что большинство не умеет критически воспринимать информацию, отличать фейки от настоящих новостей и нередко принимает всё, что пишут в Ватсапе, на веру – так, если бы это передали по телевидению.
Учитывая, какое медиа-будущее ждёт человечество… А также то, что онлайн-ресурсы всё больше вытесняют бумажные источники, написанное в которых не вырубишь топором и не исправишь за пару секунд, как на сайте… Владение факт-чекингом (проверкой фактов, данных) становится жизненно необходимым навыком.
Выяснить достоверность информации сегодня может любой человек – для этого не обязательно быть профессиональным журналистом. Как же перестать беспокоиться и начать «фильтровать» тот поток лжи, который поступает с разных сторон?
Взять за правило не верить сразу тому, что распространяется не по официальным каналам информации.
Мыслить критически.
Внимательно изучить полученную информацию на предмет нестыковок, а фотографии – на предмет монтажа.
Поискать новости по волнующей теме в официальной прессе.
Прежде чем верить не очень знакомому вам интернет-ресурсу, выяснить, является ли он СМИ – свериться с тем же списком. Знать, как выглядят сайты, заслуживающие доверия. На официальных сайтах всегда есть «выходные данные» то есть информация о редакции, о компании и контакты.
На уважающих себя ресурсах никогда не будет материалов с заголовком «ШОК! Вы не поверите» и рекламных баннеров с народными средствами, рецептами похудения с содой и так далее.
Уметь проверять достоверность фотографий и видео. Это также несложно. Зайти в поисковую систему «Google картинки», загрузить нужный снимок или ролик.
Если это фейк, и материал уже когда-то кем-то публиковался, система сразу его распознает.
Комментарии